Страница: 1 2 3 4  Все

Алик Зандер 6.12.17 22:40
Гражданин поэт сегодня находится в очень тяжёлой ситуации. Потому что он должен быть честным. А это трудно и опасно. Ведь нужно говорить правду. Она весьма тяжёлая, некрасивая. Даже позорная. Если он начнёт поэтически интерпретировать правду о современной России, то станет изгоем. Его возненавидят патриоты и начальство.
Современная патриотическая поэзия демагогична, патетична, слезлива и глупа - изобилует общими местами и пустой болтовнёй.
Нужно сначала обрести человеческое достоинство и перестать врать.
Сергей Абрамов 6.12.17 21:03
У Николая Языкова есть замечательные строчки:

Так ты, поэт, в годину страха и колебания земли
Носись душой превыше праха, и ликам ангельским внемли;
И приноси дрожащим людям молитвы с горней вышины.
Да в сердце примем их и будем мы нашей верой спасены.

ИГОРЬ 6.12.17 19:03
Спасибо Людмиле Борисовне Владимировой и Марине Шамсутдиновой за умно, душевно, художественно, поэтично высказанную позицию на заданную тему.
С уважением, Игорь Пряхин
Сергей Боровский 6.12.17 18:18
Андрею Смолину

Под солнцем собственного слова
Кругом мерещится застой.
Век двадцать первый - век Гульнёва,
И, безусловно, Золотой!
Андрей Смолин 6.12.17 16:48
Два важных момента. Гражданская поэзия равноправна с любой лирикой. Полная чушь, если кто-то собирается её низводить до передовицы. Другое дело, что мало теперь публикуется такой поэзии (наверное, и пишется). И тут ситуация очень простая: критиковать можно до бесконечности, а вот предложить новый взгляд на ситуацию и современную проекцию развития страны и общества может только сильный поэт с хорошей философской подготовкой. Вот таковых не вижу.
Николай Алешков 6.12.17 16:33
"Я помню чудное мгновенье" и "Клеветникам России" написал один и тот же поэт. Не грех оглядываться на него, если ты живёшь в России. И спорить тут больше не о чем.
Наталья Рахматуллаева 6.12.17 15:03
"... И остаётся (даже при полном тематическом соответствии) вопрос к содержанию: гражданственно ли произведение? Поскольку – в рамках использования поэтической формы для непоэтического содержания – оно может быть банально, глумливо, провокационно… Спасибо автору Н.А.Ягодинцевой. Я перечитала статью и поняла, что остаётся лишь пожалеть талантливых творческих людей, у которых нет чётко выраженной той самой ВАТЕРЛИНИИ, которая указывает на какой глубине находится или должен находиться КОРАБЛЬ с название " современная ЛИТЕРАТУРА"!!!Вот так. Точка.
Владимир Подлузский 6.12.17 14:03
Лет двадцать назад "Литературная газета" напечатала целую полосу, посвящённую Некрасову. В ней автор пытался доказать, что Николай Алексеевич никакой не поэт. Причина - слишком ...гражданственный. Написал, видимо, чтобы насолить довольно многочисленному племени ещё живых просоветских поэтов. По-моему, с тех пор многие гражданскую поэзию стараются выдать за второсортную, как Золушку современной литературы. Вроде как и за лирику перестают её считать. При том, что такая поэзия становится всё более яркой и образной, душевной и волнующей. Религиозной. Есть блестящие находки, шедевры, даже эпохальные полотна. Всё это ждёт своих исследователей. Беда же в том, что сейчас поэзия в силу слабости и малотиражности литературных газет и журналов напоминает лоскутное одеяло. Как и критика, ласково поглаживающая в своём журнальчике каждый близкий ей лоскуток. Часто того не заслуживающий. Даже в среднерусской полосе, что ни область, свой колер и материал. Свои стандарты. Я уж не говорю о Севере и Урале. Москва и Питер особый разговор. Там по прежнему разные школы. Ничего плохого тут, конечно, нет. Нужна лишь "швея", которая соединит лоскуты в сказочный державный ковёр русского современного духа. Пытаются это сделать
некоторые журналы и газеты. Часто неудачно и достаточно предвзято. Изображение получается как в запотевшем зеркале. Что и портит общую картину. Отсюда и губернские дежурные размышления в данной публикации. И немногочисленные отклики по той же причине.
Нужна организованная группа честных, смелых, а гланое талантливых критиков, которая объяснит истинный уровень сегодняшней русской поэзии. Действительно, очень гражданской и в то же время весьма лиричной. Как раз в эти годы происходит смена поэтических поколений. Самое время на разломе увидеть все частицы "радиоактивных" процессов, кристаллизующих новые тяжёлые элементы отечественной словесности.
Дворцов 6.12.17 13:53
Оскудение гражданской лирики - производное затянувшегося застоя мужской поэзии. В отношениях мужчин и женщин равно-правие победило разно-ответственность. Эй, герои-богатыри? Первопроходцы, защитники и созидатели... Спим?
Игорь Смирнов 6.12.17 11:01
Заявленная тема, на мой взгляд, предполагала выявить общую тенденцию в гражданской поэзии. Уходит эта тема на обочину или, наоборот, доминирует. Востребована она в СМИ или не востребована. В каких именах она наиболее ярко проявляется. Что находится сегодня в её поле зрения: нищета сограждан, их ртлученность от государства, беззаконие во власти, унижения нашего Отечества со стороны США и их сателитов или что-то иное.
О том, что наличие гражданского чувства не может быть оправданием отсустствию таланта, и что у поэта, как и каждого нормального человека, душа должна сопереживать и первому утреннему лучу, и бомжу, для которого мусорный контейнер стал зоной выживания, мы и сами догадываемся.
А главное - нет у участников круглого стола ссылок на наиболее значимые произведения своих коллег. При всем том, что популярность достойных внимания стихотворений и их авторов зависит от частоты их упоминаний и ссылок на них.
Нужели современные поэты друг другу так неинтересны, что у них даже и разговор о современной поэзии получается беспредметным, скорее о себе, чем о самой поэзии?
Людмила Владимирова 6.12.17 02:11

ОЧЕНЬ близкая тема. Позволю себе не давать никаких оценок текстам, отдельным фразам и выводам уважаемых поэтов и литературоведов, уже высказавшихся по весьма, на мой взгляд, актуальной теме. Посмею обратить внимание на свою публикацию от 8 октября 2014 года на сайте Русский мир. Украина: «В дни Революции быть Человеком, а не Гражданином» – ?.. (http://russmir.info/kul/5895-v-dni-revolyucii-byt-chelovekom-a-ne-grazhdaninom-.html )

Она не планировалась мною, и я испытала немалое смущение, т.к. дала ее сайту РМ.У из-за, казалось, отказа публикации в комментариях к небольшой заметке в блоге Александра Зрячкина в Литературной газете от 29 августа о только что выпущенной книге о ВАДИМЕ НЕГАТУРОВЕ. Заметка привлекла внимание отдельных лиц, со многими положениями комментариев которых, в частности, о ГРАЖДАНСКОЙ ЛИРИКЕ, мне было трудно согласиться. Пришлось включиться в разговор. Но «нет худа без добра». Лента комментариев (с небольшой «драчкой») в блоге ЛГ сегодня удалена, а статья в РМ.У – доступна.

Позволю несколько положений из неё, обращаясь, как и 3 года т.н. НЕ к тем, кому «после прочтения гражданской поэзии хочется голову кому-нибудь размозжить». НЕ к тем, кто, начитавшись иных современных, не имеющих НИКАКОГО ПРАВА называть себя поэтами, демагогически ополчается на ГРАЖДАНСКУЮ ЛИРИКУ вообще, не понимая, что же такое – ОНА. НЕ к тем, кто призывает – куда как легче! – «в годину горя / Красу долин, небес и моря / И ласку милой воспевать». Это Некрасову, было – «еще стыдней»...

«А может, всё – проще, – предположила я, – у них-то никакого горя и нет, напротив?..» И писала:

«Гражданская лирика отражает гражданскую позицию автора, она – о любви к Родине, о жизни и той ответственности, которую каждый несет за происходящее в стране.
Поэт, отражающий в своих произведениях злободневные темы современности, по праву может считаться носителем духа эпохи. Именно такими поэтами были Державин, Пушкин, Рылеев, декабристы, Лермонтов, Некрасов, Блок, Маяковский, Есенин, Волошин, Ахматова, Цветаева и мн. др.
Я уже не говорю о т.н. "славянофилах". А неплохо бы почитать сегодня хотя бы А.С. Хомякова, его актуальные стихи: России, Раскаявшейся России, Киев и др.
Это и – бесчисленное множество поэтов Великой Отечественной войны. К какому жанру мы отнесем стихи В. Лебедева-Кумача Cвященная война ("Вставай, страна огромная!.. "), К. Симонова "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…", блокадные стихи О. Берггольц?
Остановлю себя, т.к., поистине, можно "утонуть". Также, как и в море настоящих – не агиток! – гражданских стихов советских поэтов. Многих песен на эти стихи – не "на тексты"!
В недавнем прошлом и сегодня – это многие стихи Николая Рубцова, Игоря Ляпина, Татьяны Глушковой, Юрия Кузнецова, Станислава Куняева, Николая Зиновьева, Александра Люлина, Юрия Лощица, Тимура Зульфикарова, Марины Струковой и мн., мн. др.

И нет НИ ОДНОГО русского поэта, кто не обращался бы к гражданской лирике, не писал бы об Отечестве, особенно в его, Отечества, "минуты жизни трудные". Боль Родины была его болью.
И тысячу раз прав Вадим Кожинов, сказав, что именно "социально-исторические события" способны вызвать в душах ПРИЗВАННЫХ "потрясение, высвобождающее мощную поэтическую энергию". Которая проявится не только в стихах гражданской лирики.

Марина Цветаева, как известно, не приняла Октябрьской революции, но утверждала:
"НИ ОДНОГО крупного русского поэта современности, у которого после Революции не дрогнул и не вырос голос, – нет".
"Быть современником – творить свое время, а не отражать его. Да, отражать его, но не как зеркало, а как щит. Быть современником – творить свое время, то есть с девятью десятыми в нем сражаться, как сражаешься с девятью десятыми первого черновика. Со щей снимают накипь, а с кипящего котла времени – нет? "
"Не потому сейчас нет Данте, Ариоста, Гёте, что дар словесный меньше, – нет: есть мастера слова – большие. Но те были мастера дела, те жили свою жизнь, а эти жизнью сделали писание стихов. Оттого ТАК – над всеми – Блок. Больше, чем поэт: человек" (выделено автором – Л.В.)

Казалось бы, "чистый лирик" – Афанасий Фет. Но он, сказав: "Мы все – поэты, истинные поэты в той мере, в какой мы истинные люди", а "Самый вылощенный стих, выливающийся под пером стихотворца – не поэта, <…> не выдерживает и отдаленного сравнения с самым, на первый взгляд, неуклюжим стихом истинного поэта", в своих стихах Москва (1843) писал:

…О, пусть тебя поносит исступленье!
Ломитесь башни, рухайтесь палаты!
То русский феникс, пламенем объятый,
Горит векам… Но близко искупленье;
Уже под клик и общие восторги
Копье побед поднял святой Георгий!

Напомню и Генриха Гейне:

"Когда мир расколот пополам, трещина проходит через сердце поэта"; "Мир расколот надвое. Так как сердце поэта есть центр мира, то и оно растерзано надвое; кто хвалится тем, что у него цельное сердце, у того прозаическое, закоулочное сердце".

Закоулочному сердцу, конечно, чужда ИСТИННАЯ гражданская лирика.

Навскидку: перечень стихов, несомненно, на мой взгляд, принадлежащих к этому "жанру" (в кавычках, т.к. мутит от "литературоведческой вивисекции").

А. ПУШКИН: Клеветникам России; Бородинская годовщина и мн. др. (в т.ч. Вольность, Деревня, Стансы, К Чаадаеву, "Во глубине сибирских руд…", Узник ("Сижу за решеткой в темнице сырой…"), эпиграммы; самое! – Борис Годунов, Медный всадник, Езерский...

М. ЛЕРМОНТОВ: Смерть поэта ("Погиб поэт…"), Родина ("Люблю отчизну я, но странною любовью!.. "), Жалобы турка ("Ты знал ли дикий край, под знойными лучами…"), Монолог ("Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете…"), Предсказание ("Настанет год, России черный год…"), Узник ("Отворите мне темницу…"), Бородино, Дума ("Печально я гляжу на наше поколенье!.. "), и др. Согласна с теми, кто и Парус, и Мцыри причисляют к гражданской лирике.

Ф. ТЮТЧЕВ: "Эти бедные селенья…", Два единства, Олегов щит, К Ганке ("Вековать ли нам в разлуке?.. "), Пророчество ("Не гул молвы прошел в народе…"), "Теперь тебе не до стихов…", "Ты долго ль будешь за туманом…", Славянам (оба), "Великий день Кирилловой кончины…", "Вы не родились поляком…" и мн. др. В т.ч. и такие маленькие, но насколько же ёмкие! – Знамя и Слово, "Напрасный труд – нет, их не вразумишь…", или – даю целиком – "Куда сомнителен мне твой, / Святая Русь, прогресс житейский! / Была крестьянской ты избой – / Теперь ты сделалась лакейской". Над тем, что "Умом Россию не понять…", сколько же "закоулочных" наизгалялось!..

А. БЛОК: за редким исключением весь цикл Родина, особо: На поле Куликовом, Россия ("Опять, как в годы золотые…"), "Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?.. ", На железной дороге ("Под насыпью, во рву некошенном…"), "Грешить бесстыдно, непробудно…", "Петроградское небо мутилось дождём…", "Я не предал белое знамя…", "Рождённые в года глухие…", Коршун (с вечными вопросами "Доколе матери тужить? / Доколе коршуну кружить? "), цикл Город (в частности: Последний день, Сытые ("Они давно меня томили…"), Повесть ("В окнах, занавешенных сетью мокрой пыли…"), Невидимка ("Веселье в ночном кабаке... ") и Незнакомка ("По вечерам над ресторанами…"), В октябре ("Открыл окно. Какая хмурая / Столица в октябре!.. "), многие стихи из цикла Страшный мир (в т.ч. Унижения – о, эти возрождаемые бордели! И его давний крик: "Разве ТАК суждено меж людьми?.. "), Пляски смерти, в т.ч.: "Ночь, улица, фонарь, аптека…", "Вновь богатый зол и рад, / Вновь унижен бедный…", Голос из хора ("Как часто плачем – вы и я – / Над жалкой жизнию своей!.. ") и мн. др. Наконец – Скифы, поэмы Двенадцать, Возмездие!

М. ВОЛОШИН: Святая Русь ("Суздаль да Москва не для тебя ли…"), Брестский мир ("С Россией кончено…"), Гражданская война ("Одни восстали из подполий…"), На дне преисподней ("С каждым днем всё диче и всё глуше…"), Из бездны ("Полночные вздулись воды…"), Россия ("С Руси тянуло выстуженным ветром…"), Европа ("Держа в руке живой и влажный шар…"), Русь гулящая ("В деревнях погорелых и страшных…"), Китеж ("Вся Русь – костер. Неугасимый пламень…"), Заклинание ("Из крови, пролитой в боях…"), Неопалимая Купина ("Кто ты, Россия? Мираж? Наважденье?.. ") и мн., мн др.

А. АХМАТОВА: Июль 1914 (диптих), "Мне голос был…" и более полная редакция: "Когда в тоске самоубийства…" с двумя строфами до и пятью после широко известных трёх; "Не с теми я, кто бросил землю... ", Северные элегии (особенно первая "Россия Достоевского. Луна…"), Молитва ("Дай мне горькие годы недуга…"), Клятва ("И та, что сегодня прощается с милым…"), Мужество ("Мы знаем, что ныне лежит на весах…"), вообще – цикл Ветер войны, в т.ч. о блокаде Ленинграда ("Птицы смерти в зените стоят…", "Ленинградскую беду…", мн. др.), Родная земля ("В заветных ладанках не носим на груди…"). Наконец, – Реквием, Поэма без героя…

М. ЦВЕТАЕВА: "Белое солнце и низкие, низкие тучи…" (с вопросом-стоном: "Чем прогневили тебя эти серые хаты, / Господи! – и для чего стольким простреливать грудь? ", песней-воем…), Царю – на Пасху, "За Отрока – за Голубя – за Сына…", "Чуть светает…", "И кто-то, упав на карту…", "Из строгого стройного храма…", "А царит над нашей стороной…", Юнкерам, убитым в Нижнем, "Ночь. – Норд-Ост…", Корнилов, циклы Москве, Дон, Андрей Шенье, Лебединый стан (оставят равнодушными стихи "Об ушедших – отошедших…", Взятие Крыма, "Ox, грибок ты мой, грибочек, белый груздь!.. ", Плач Ярославны и мн., мн. др.? М.б., весьма необходимые нам сегодня – "Мракобесие. – Смерч. – Содом…", "Царь и Бог! Простите малым…", Петру со строками "На Интернацьонал – за терем! / За Софью — на Петра!"?..)

Молодые, почитайте, пожалуйста, её стихи: Евреям ("Так бессеребренно – так бескорыстно…"), Пожалей… ("– Он тебе не муж? – Нет... "), Москве ("Первородство – на сиротство!.. "), Посмертный марш, "Переселенцами – / В какой Нью-Йорк?.. ", цикл Заводские, Хвала богатым, Рассвет на рельсах, Эмигрант, "Русской ржи от меня поклон…", "Кто – мы? Потонул в медведях…", Несбывшаяся поэма, Стихи к сыну (1932), "Никуда не уехали – ты да я…", "Двух станов не боец, а – если гость случайный…", Стихи к Чехии, Поэму Лестницы… И – уж конечно – стихи "Тоска по Родине! Давно…" С последними двумя строчками, которые сегодня всё норовят опустить!

ВАС НОРОВЯТ ОПУСТИТЬ! И – всё "царит над нашей стороной – / Глаз дурной, дружок, да час худой..."»

Вот так писала я... И рождалась «крамольная мысль»: «А не ВСЕ ли ЛУЧШИЕ стихи РУССКИХ поэтов могут быть отнесены к презираемой эстетами ГРАЖДАНСКОЙ ЛИРИКЕ?.. Об этих «критиках» давно сказала Марина Цветаева: «...эстеты – те, у кого нет души, а только пять (часто меньше) острых чувств».

Вспомнила я и слова Афанасия Фета: «Произведение, не трогающее соответственной струны в душе человека, – труп». Задалась вопросом: «А если нет такой струны, да и самой души нет? Родился – без, и потом не приобрёл…»

Повторю: «Произведения, рожденные чистой, искренней, даже наивной душою ("Где нет наивности, нет искусства" – А. Фет) могут быть восприняты лишь соответствующими реципиентами. По закону совместимости.
Но бездушные, наполненные "демократической дребедени и навозу", как правило, агрессивны, они ёрничают, резонёрствуют, умствуют, поучают. Вдохновляемые, в том числе, и возлюбленным ими Западом. А когда еще Б. Пастернак сказал: "Уходит с Запада душа / Ей нечего там делать"! И Н. Коржавин засвидетельствовал, говоря о США: "Здесь даже чувствовать стихи / Есть точный метод"».

Вспоминала и старые свои публикации о «Музе мести и печали» Н.А. Некрасова. В частности, о том, что: «…чуть ничего не болит и на душе спокойно, приходит Муза и выворачивает все вверх дном <…> – начинается волнение, скоро переходящее границы всякой умеренности, – и прежде чем успею овладеть мыслью, а тем паче хорошо выразить ее, катаюсь по дивану со спазмами в груди, пульс, виски, сердце бьют тревогу!..» Что – «…никогда не брался за перо с мыслью, что бы такое написать или как бы что написать: позлее, полиберальнее? – мысль, побуждение <…> неотвязно преследовало, наконец, заставляло меня писать». Вот оно! –

Я призван был воспеть твои страданья,
Терпеньем изумляющий народ!

– ПРИЗВАН! ! И в этом – ВСЁ.

И пусть стихи т.н. гражданской лирики иногда и впрямь могут быть оценены как «рифмованная публицистика» (разные – они: в силу дарованного свыше таланта и умения ВЫСКАЗАТЬ), но мне близки слова А. Фета о сравнении «ВЫЛОЩЕННОГО стиха» «стихотворца – не поэта» с «на первый взгляд, НЕУКЛЮЖИМ стихом истинного поэта». И – его же: «Но утешьтесь, вдохновенные! Муза не обманывает своих поклонников. Пусть ваши современные образы бледнеют в ярком калейдоскопе насущной суеты; придет пора, они отодвинутся во глубь прошедшего, умолкнет разногласица дня, первообраз ваш <…> получит первобытные права на всеобщее сочувствие...»

С уважением, Л. Владимирова (Одесса).
Кнарик Хартавакян 5.12.17 22:53
Уважаемый Виктор Федорович! Весьма признательна, что Вы как Председатель Совета по поэзии СП России повели этот разговор по теме, очень значимой и для меня. Поставили важные вопросы: "что такое сегодня гражданская поэзия? Слышна ли она и действенна? К чему зовёт и что обличает? Кого вы можете назвать из современных поэтов, успешно работающих в этом жанре? Так ли уж справедливо утверждение, что гражданская поэзия это всего лишь «публицистика в стихах»? Не устарело ли само понятие гражданской поэзии?" и т.п. Пригласили интересных собеседников, высказавших мнения свои..
Вчитаюсь внимательно во все ответы и в комментарии.авторитетных писателей, стихи приведённые и возможно, ещё выскажусь. Пока же спешу Вам донести слова признательности. Вам и сайтовцам "РП"!

С уважением и благодарением дончанка, член СП России
Марина Шамсутдинова 5.12.17 20:58
МЫ, ВЫЖИВШИЕ В ДЕВЯНОСТЫЕ
(Вольный стих)

Мы дети, выжившие в девяностые -
Депутаты делили власть,
Не могли накричаться всласть,
Затевая дебаты острые.
Мы пили из майонезных баночек суп,
Бесплатно в школах раздаваемый от бескормицы,
От всех болезней - анальгин был только в больнице.
Мы мечтали отоварить по талонам колбасу,
А ещё нам безумно хотелось конфет,
Любых, даже батончиков без бумажки;
Родители выглядели уставшими,
Глядя в наши голодные желторотые рты;
Говорили: «Нет!»
Нет конфет, мяса - нет, хлеба - нет.
Есть - винегрет
Из домашней картохи, свеклы, огурцов…
Мы не видели дома голодных отцов,
Равнодушно спивавшихся по гаражам;
Им нечего было дать нам, они напивались в хлам.
Нас для них стало слишком много,
Кормить нас было дорого,
Водка была дешевле, они напивались без цели.
Нас кормили голодные матери,
Посылая отцов по матери.
Некоторые залезали в петлю,
С запиской: «Не прокормлю!»
Детдомов тогда открывалась тьма -
Нас толпой возвращали стране, государству.
Детсады превращали в детдома,
Нам светила колония да тюрьма.
Государи заступали на царство,
Плодилось новое барство…

Мы хотели поступить в ГПТУ;
Спецодежда, бесплатный «хавчик».
Там любой упакованный мальчик
Осуществлял свою мечту.
Было модно носить телогрейки,
Катанки-валенки; картонные наклейки
Становились качками. Шапки-пидораски
Защищали мозги от тряски;
На нас испытывали новый героин,
И дольф лунгрен был нашим героем,
И грудастая сабрина украшала каждый туалет;
Нам говорили: «Ничего интересного нет!»
Но у нас был свой интерес,
Мы знали уже, что в России есть секс!
А где-то есть колбаса.
До Москвы электричкой четыре часа -
И у вас уже есть колбаса!
В сытых городах Очередь требовала прописку
При покупке колбасы;
Мы говорили: «Дядя, не ссы!
Мы живём за углом, здесь близко!»
Вот такие у нас были шутки.
Мальчиков забирала армия,
Девочки шли в проститутки
Заработать на жизнь достойную.
Затевались новые войны.
Нас всё равно было слишком много…

Сейчас нам уже под тридцать,
Мы полноценные единицы.
Тем, кому повезло уцелеть и не спиться,
Предлагают за деньги плодиться,
Готовят четвёртый на нашей памяти кризис.
У власти шесть тезисов, как катехизис.
Зарплаты замораживают понемножку -
Нам уже наплевать!
На все фокусы власти мы отвечаем одним:
Угрюмо садим картошку!
Нас по-прежнему много, мы выжили
И нарастили на душах броню,
Мы не верим новому дню!
Во славу чьих-то славных идей мы не рожаем детей!
У нас на счетах ничего не сгорит,
Потому что нет ничего!
И пока у нас ничего не болит,
Мы празднуем над властью своё торжество!..


4 ноября 2008
Григорий Блехман 5.12.17 20:31
Мне кажется, что у всех крупных поэтов любого времени есть яркие циклы или отдельные стихотворения гражданской лирики.
Их удельный вес в лирике на другие темы у каждого поэта свой - у кого-то больший, у кого-то меньший.
Всё зависит от склонности поэта, от того, что превалирует в его мировосприятии.
В лирике нашего выдающегося современного поэта, Сэды Вермишевой, например, гражданские мотивы явно превалируют и давно, хотя и с других поэтических проявлениях её стихи не менее сильны.
У других наших крупных современных поэтов, имена которых могу долго и с удовольствием перечислять, другие пропорции в их поэтическом выражении.
Мы практически постоянно видим это на нашем сайте.

Но, думаю, если человек рождён поэтом, т.е., в чём-то он "без кожи", гражданские мотивы его непременно посещают, и это приводит к строкам высокой нравственной силы.
Если такие стихи рождаются из потребности души, а не потребности произвести впечатление по тем или иным причинам.
Причём, если такой поэт пишет, то это не только злободневно, а глубинно. И, значит, на все времена
Так было, так есть и, думаю, так будет.
Николай Денисов Кстово 5.12.17 20:25
Много лет слежу за гражданской поэзией в России. Считаю, что это поэзия на общественно-значимые темы, реакция события в стране.
В последние годы она в СМИ практически пропала.
В Интернете ее очень мало.
На ТВ ее нет.
В ноябре 2017 года прошел 10-й Всероссийский фестиваль иронической поэзии. К сожалению, на нем почти не было гражданской, сатирической, иронической поэзии на общественно-значимые темы. Есть скатывание к балаганному уровню.
Вот мои анализы трех последних Фестивалей:

Анализ Фестиваля иронической поэзии "Русский смех - 8"
"За Русский смех: с иронией, без ерничания":
http://www.stihi.ru/2016/11/23/8076

"Эпидемия "каннибализма" на 9-м фестивале "Русский смех"
(Кризис иронической поэзии в России)":
http://www.stihi.ru/2016/11/24/9704

"Фестиваль "Русский смех - 17": под сенью унитаза":
http://www.stihi.ru/2017/11/25/8529

В интервью ни один автор не привел образцы современной гражданской поэзии.
Я не согласен с Ниной ЯГОДИНЦЕВОЙ, (Челябинск):
«РИФМОВАННАЯ ПУБЛИЦИСТИКА – НЕ ПОЭЗИЯ…».

Поддерживаю позицию Виталия ДАРЕНСКОГО (Луганск):
"Гражданская поэзия – это особый жанр «стихотворной публицистики», которая соединяет в себе поэзию, ораторское искусство и публицистику как таковую – то есть рассуждения и полемику на актуальную тему (социальную, политическую, нравственную).
Органически соединить эти три компонента очень сложно, и поэтому обычно происходит доминирование одного из них над другими – чаще всего, риторики и публицистики над поэзией.
Иногда и наоборот – но избыток лиризма тоже «размывает» этот жанр, который по сути своей должен быть жестким, иногда доходя почти до лозунга.".

Для примера привожу свое (3 октября 2017г.):
День черный - третье октября:
Беспалый пролил кровь.
Молчат в Кремле колокола -
Боятся честных слов.
По всем каналам лишь бла-бла -
Опять про заграницу.
Но только не про главаря,
Что расстрелял столицу!

18 октября 2017г.:
В сентябре - октябре 2017 года Путин сменил 11 губернаторов.
К президентским выборам 2018 года?:
Губернаторов сменил -
Как перчатки.
Неужели пошутил,
Без оглядки?
Не хохмите, полно вам,
Юмористы:
Чтобы руки к выборам
Были чисты!

30 октября 2017 года - День памяти жертв политических репрессий:
Затворов лязг... И звон ключей...
В года растянутые дни...
Считаем жертв и палачей.
И лишь доносчики в тени.

Кто сам пишет на общественно-значимые темы, дайте свою оценку.
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА