Анна ГАГАНОВА-ГРАНАТОВА
КРИСТАЛЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСТВА
Литинститут празднует 80-летний юбилей

Восьмидесятилетний юбилей Литинститута им М.Горького открыла научно - практическая конференция. Она посвящалась задачам как самого ВУЗа, так и отечественной литературы в наши дни.

В конференц-зале Литинститута им. Горького 2 декабря 2013г. собрались выпускники разных лет, преподаватели, руководители кафедр и творческих семинаров. Докладчики рассказывали о парадоксах "биографии" Лита. Оказывается, идея создания творческой лаборатории по подготовке профессиональных поэтов, и писательской "кузницы", принадлежала отнюдь не пролеткультовским теоретикам, которые усматривали в литературе инструмент образной пропаганды, а их оппонентам, символистам, например, В.Брюсову, который настаивал на создании литературного института по аналогии с ВУЗами, где обучали художников и музыкантов.

Идея создания Лита, как творческой лаборатории стран народов СССР и "кузницы" пролетарских писателей из числа рабочих и крестьян материализовалась в постановления ЦИК партии 17 сентября 1932г за подписью М.Калинина. А в протоколе организационного комитета по созданию Союза Писателей от 26 ноября 1933 года говорилось, что "занятия в всесоюзном рабочем литературном университете, ВРЛУ, начинаются с 3 декабря 1933 г ." Затем ВРЛУ расширил свою учебную программу, и помимо "писателей из рабочих" начал обучать творческих людей со всего Союза, главным условием при поступлении были талант, работоспособность, интерес к познанию жизни, социальная активность, и так, ВРЛУ стал Литинститутом им М.Горького, под этим "брендом" мы его знаем и в наши дни. В Лите учились практически все вошедшие в литературные энциклопедии и учебники по истории литературы XX века писатели и поэты.

В годы "оттепели", когда творческая атмосфера ВУЗа стала раскачивать каноны соцреализма, и в стенах Лита сталкивались полярные точки зрения и мнения, весь этот " идеологический цветник" решили "прикрыть". Соответствующее распоряжение Правительства Союза на приостановку занятий дневного отделения уже было подготовлено и лежало в канцелярии, дожидаясь лишь визы Н.С.Хрущева. И, если бы не произошло "утечки информации", и работница канцелярии, рискуя должностью, не передала бы ксерокопию этого документа инициативным студентам, то возможно, Лит и не дожил бы до своего 80-летия. Отметим, что студенты отреагировали на известие о закрытии дневного отделения Лита быстрее и решительнее как преподавателей, так и ректората, который в эти критические дни в испуге немедленно ушел на больничный. Перекрытие движения на Тверской разгневанными студентами, плакаты и лозунги "руки прочь от Литинститута!" возымели свое, и Хрущев пошел на попятную.

"Литинститут это не просто ВУЗ, напичкивающий студентов знаниями, а материализованный образ мечты, это жизнь в творчестве, на подъеме, в прекрасном мире, где ты сам себе хозяин", - говорит экс- ректор Литинститута, нынче заведующий кафедрой творчества, Сергей Есин. И в самом деле, это не просто учебное заведение, где студентов наполняют стандартными филологическими дисциплинами, а творческая лаборатория, где собираются единомышленники, отсюда и особая творческая атмосфера в стенах Лита, и феномен. который Сергей Николаевич называет "эффектом кристаллизации, почти по Стендалю", имея ввиду кристаллизацию творческого потенциала. В самом деле, для того, чтобы "витающие в воздухе и в мыслях" художественные образы получили талантливую материализацию в художественном слове, подчас требуется "беседа на единой волне", с родственной душой, и тогда, происходит неожиданный переход от количества к качеству, от аморфного и неосознанного к реальному и объемному, живописно оформленному, насыщенному сюжетной интригой и логикой, эмоциональной палитрой. Творчество выкристаллизовывается в крупицах талантливых образов.

"Литература отличается от журналистики, как плакат и фотография от многомерной живописной картины", - рассказывает Сергей Есин, комментируя ситуацию с нынешним "книжным рынком", резко ушедшим в публицистику, и приводит аналогию между хорошей художественной книгой и хорошим английским кинофильмом, который можно пересматривать по многу раз, поскольку в нем выстроено множество планов, и каждый раз удается открыть новый план, например, как в гостиной, за беседующими героями фильма рассыпается красными искрами камин, как закручиваются на ветру шелковые шторы, как умывается в глубине комнаты кошка итп. Подобное характерно и для романа, объемного и многопланового, читая и перечитывая который, читатель узнает что-то новое как о себе самом, так и об окружающих людях, об устройстве их характеров. "Банальности никому не интересны, - убежден Сергей Есин, - писатель должен быть в первую очередь психологом, должен уметь находить и воплощать в художественном слове то новое и парадоксальное, что характерно для времени и жизненного пространства людей, которые были бы интересны читателю., цепляли бы читательское внимание узнаваемостью, и в то же время, загадочностью.

"К сожалению, для "женской прозы", особенно, если говорить о молодых студентках, подобный исследовательский подход в писательстве не характерен, - отмечает С.Есин, отвечая на вопрос тележурналистки о "женской" и "мужской" прозе, - для девушек более типичен подход "я и окружающий меня мир", хотя правильнее для настоящего писателя было бы действовать наоборот, и в первую очередь познавать устройство мира, вселенной, человека, общества, а не рефлексировать и изливать а бумагу свои чувства, слезы, рассказывая читателю знакомую драму с действующими лицами: друг- муж - ребенок - родители- родственники.

Личные дневники вместо прозы, далеки от писательского взгляда на мир, - считает Сергей Николаевич. И вот здесь позитивную роль играет журналистика, она расширяет кругозор, заставляет смотреть на жизнь глазами читателей, ориентироваться при изложении материала не только на самого себя, но и на восприятие других людей, а кроме всего прочего, приучает чувствовать текстовые объемы и жанры. В том, что большинство современных писателей освоило журналистское ремесло, позитива много. Однако, при всех плюсах журналистики, способной не только дать автору достойный заработок. но еще и обогатить его интересной фактурой, есть одно "но".

Журналистика сегодня ориентирована на жанр расследования, на раскрытие негативных сторон жизни. Литература же, напротив, должна давать человеку позитивные ориентиры, жизненный тонус и оптимистичный настрой. Однако, негативные образы героев, в изобилии встречающиеся на страницах книг современных авторов, воодушевить не способны. Конечно, как подмечает С.Н.Есин, писать о негативном персонаже проще, чем о позитивном. Однако, все эти художественные монстры, списанные с финансовых воротил и криминальных лидеров, уйдут в небытие, их не будут вспоминать. как бессмертных типажей Пушкина, Гоголя, Толстого, Гончарова. Мастерство писателя в том и состоит, чтобы создавать не простые и "плакатные" характеры, а образы, сложные и оригинальные.

"Вся художественная литература, - это искусство о человеке, о его душе и о характере, - подчеркивает Сергей Есин., отвечая на вопрос от журналиста из Алтайского края. - Даже, когда мы берем книги о природе, мы видим, что и в них есть люди, а не только животные. Вообще, писатель-натуралист, когда пишет о животных, то пишет прежде всего о самом себе. В наши дни направление книг о природе совершенно не развито. Это связано, с одной стороны с тем, что сегодня люди больше стремятся путешествовать за рубежом, и на фоне пляжного отдыха в Турции и Греции книги о красотах родной природы их не радуют. С другой стороны, это направление вообще не может быть массовым, поскольку для того, чтобы писать подобные книги, нужно вести определенный образ жизни, жить на природе, быть охотником или лесничим. Городской житель вряд ли сумеет так же тонко чувствовать природную фактуру.

Удачные картины природы, после Пришвина, Паустовского, Бианки, по мнению С.Есина, лучше всего выходили у "деревенщиков", Белова, Астафьева, Распутина. "Но самое любопытное в этом жанре, - подметил С.Н.Есин, - вот в чем. Книги о природе сумеет хорошо писать только человек определенного психологического склада, прежде всего, с высокой потребностью в свободе и независимости. Это не лидерство, а скорее, потребность в одиночестве. В картинах природы писатель, как ни в одном другом жанре, обретает чувство внутренней свободы, причем, свободы абсолютной, подобной парению птицы в небе - свободы от общества, экономических и политических перемен, культурных трендов, брендов, моды, быта. медийного пространства... ". "Но глубокое раскрытие темы природы - это всегда определенная философия, объемность мировоззрения автора, - добавляет Б.Н.Тарасов, - У Пришвина через картины природы звучит и философия бытия, духовное познание мира. "Чтобы стать большим писателем, надо вначале стать большим человеком", - говорил автор "Русского леса" Леонид Леонов.

Нельзя в писательском деле строить занятия по принципу "это издательская рыночная тенденция - давайте этому учить". Кого- угодно, даже с хорошим творческим потенциалом, заставлять "влезать в чужую писательскую шкуру" бессмысленно. Вообще, "писать под заказ", учитывая модные тенденции книжного рынка, для хорошего писателя почти невозможно, убежден Сергей Есин, и вспоминает одного из учеников, который, отойдя от авторского стиля, вдруг начал "работать на моду", и тем самым, едва не провалил дипломную работу в Литинституте, эксперимент закончился мертворожденным детищем.

Тему литературного мастерства продолжили ректор Лита Борис Тарасов и критик Павел Басинский. Говоря о задачах, которые ставит сегодня перед собой Литинститут, Борис Николаевич отметил, что литература всегда имеет огромное воспитательное значение в обществе, и поэтому необходимо не только сохранить культурное наследие наших предшественников, но и обогатить его новыми произведениями литературы. В Литинституте сейчас активно развиваются новые направления литературных спецкурсов, для ведения творческих семинаров приглашены известные критики, литературоведы, писатели.

В текущем 2013 году общероссийский ВУЗовский мониторинг прошел для Лита успешно, и творческий коллектив воодушевлен планами по "запуску" новых учебных программ, и спецкурсов, которые бы были полезны для творческого человека, желающего ориентироваться в нашем турбулентном мире, и гибко перестраиваться в соответствии с экономическими требованиями времени.

Анализируя ситуацию с падением интереса современного читателя к качественной литературе, Борис Николаевич отметил, что в вопросе популяризации классики, как и прежде, важнейшую роль играет киноискусство. "Вот сняли фильм "Идиот" с Ю.Яковлевым в главной роли, и народ сразу же активно стал читать Достоевского", заметил Б.Тарасов. К сожалению, нынешний кинорынок ориентирован на низкобюджетные и примитивные с точки зрения сценария и актерских образов, фильмы.

Среди планов Лита на будущее, Борис Николаевич, подчеркнул важность культурной интеграции страны, и рассказал о необходимости создания отделения художественного перевода на языки стран народов ближнего зарубежья, "по образу и подобию", как это было на заре истории Лита.

Говоря о современной литературе, критик Павел Басинский отметил две конкурирующие тенденции, евразийскую и восточную. Фактически, это продолжение идеологического спора "западников и славянофилов" об уникальном пути России. и о том, с кем идти, быть ли в числе вассалов Европы, или же в числе лидеров "на восточном направлении", принимать ли чужие "правила игры", и платить за "вхождение в клуб цивилизованных стран" отказом от собственной культуры и американизацией российского пространства, или же, напротив, диктовать свои правила игры, и выступать в "клубе восточных держав" культурным лидером. "Западная" и "восточная" идеологические ориентации в работе современного писателя чувствуется довольно отчетливо.

Юбилей Литературного института будет продолжаться в Центральном Доме Литераторов, 4 декабря в 17 часов (встреча гостей в фойе с 15ч) состоится встреча выпускников, ученых, представителей посольств, министерств и ведомств. Запланирован торжественный вечер и концерт. Приглашаем!


Ректор Литинститута Сергей Есин

Участники научно-практической конференции

Автор репортажа - Анна Гранатова

Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Комментариев:

Вернуться на главную