Таблица нашего Менделеева дает картину интересного - уже всемирного соревнования наций.
05.01.2015 г. ХАСАН В ПОЭМЕ ВАСИЛИЯ ДВОРЦОВА И КОМАНДИРОВКЕ ИГОРЯ ШУМЕЙКО Зачем нобелевский лауреат, эмигрант, сдержанный, утонченнейший аристократ — вдруг восторженно приветствует поэму крестьянского (по правде говоря, даже – «колхозного») поэта, «функционера», секретаря СП СССР?! Зачем успешный прозаик, публицист Василий Дворцов во втором малопоэтическом десятилетии, 21-го малочитающего века вдруг пишет - Поэму?... Наверно, затем же. Ведь смерть, что её сторониться? Я в этом хоре возьму ноту частно-местническую. Василий Дворцов описывая боевой путь своего деда Ильи Васильевича, всю третью главу посвящает боям на озере Хасан. Именно здесь моя читательская благодарность перешла в удивление. Я только что вернулся с Дальнего Востока, Отправляясь в командировку, выслушал немало напутствий, особенно от идеологов «Изборского клуба»: «Обязательно побывай в порту Зарубино! Это важнейшая гавань страны! Порт будущего, который в 1990-х чуть не продали! Это…». И «это» оказалось – прямо на месте исторических боев 1938 года. Собранный материал собирался подавать под соусом: «Вы и не представляете всю нынешнюю важность Хасана! Для большинства это – абстрактная малая строчка учебника, где-то рядом с Халхин-Голом!» И так, готовый удивлять и просвещать соотечественников — вдруг читаю поэму Дворцова «Правое дело», где кроме всего прочего прекрасно дана картина боев у Хасана. И за несколькими сугубо военными подробностями, даже фамилиями военачальников, удачно вписанных в поэтический ход сюжета - история народного, солдатского духа, примерно как в «бородинских» главах Льва Толстого. Самое первое доказательство подлинности, прикосновения к истории народного духа в том, что геройских картин «агитационного значения» — нет. Это почти фокус, удача поэмы: изначально желая прославить деда (что может быть естественней!), Дворцов постепенно постигает саму суть того времени, про которое иногда говорят «героическое» - просто чтоб побыстрее, одним словом отделаться. А «по правде дело было»… Здесь почему-то очень хочется взять тон и позу того бывалого «дяди», которого вопрошал юнец в лермонтовском «Бородино»: Уже четыре дня Вот в чем и дело! В сундуке «Литература военных лет» полно штампов (и шедевров) на тему «герои, битвы»: открывай, пользуйся! Но ведь, по правде-то… как мы вползали в те «военные лета»?! Хасан – первый в ряду, далее Халхин-Гол, Финская… Как? А именно, как взвод Ильи Дворцова выходил к сопке Заозерной: туман, тайна, неразбериха, мысли о предателях, саботажниках, отчаянье… и только потом-потом — взлет героизма.
Занятно. Такими разными путями осенью-2014 мы, получается, с автором поэмы добрались до озера Хасан: он на крыльях вдохновения, я на командировочном джипе, «с подорожной по казенной надобности» (Лермонтов, «Тамань»). Он — мысленно беседуя с предками, я, под диктофон — с директорами порта, транспортных компаний, учеными пограничниками. Порт, как убедился, действительно: врата в российское будущее, связь с главным регионом 21 века: Азиатско-Тихоокеанским. И пока мы добывали материал для гипотетического сочинения на тему «Как я провел осень», украинские события, НАТОвский цинизм только подчеркивали важность этого исторического поворота.
Удивительное дело! Может это какое-то поистине «геополитическое чутье» нашего народа, но сражение 1938года на этом малом клочке (булавочный укол на карте страны) – задало тон, даже скажу: «тональность» - на десяток последующих лет, тяжелейших в истории страны. Какой-то был всплеск подлинно народного небюрократического внимания. Ведь именно от тех боев пошла знаменитая песня «Три танкиста»: в эту ночь решили самураи перейти границу у реки. Именно у этой реки, петляющей Туманной (Туманган)…. Но главная, недооцененная нами самими сенсация: «Катюша». Благодаря изысканиям приморского ветерана-пограничника Анатолия Смирнова я знал сей восхитительный сюжет. Уроженка Владивостока Катя Филиппова поступила в Ленинградскую консерваторию, вышла замуж за пограничника, уехала с ним почти на родину, в Хасанский погранотряд. В боях сентября 1938года сражалась рядом с мужем, награждена. А вскоре на место боев приехали поэт Михаил Исаковский и композитор Матвей Блантер, помнивший Катю по консерватории. Так и родилась главная песня Великой Отечественной войны, давшая имя установке, по сегодняшнему: «системе залпового огня». Не дивно ли? «Катюша», бившая врага под Сталинградом, Берлином – наречена в честь героини Хасана! В поэме «Правый мир» есть еще момент цепляющей за душу истинности: письма Илье из дому. Не знаю, обращался ли Дворцов к семейной шкатулке, но, кажется именно так «Собирает лом металлический» писали миллионы «неписьменных» (никогда не зарабатывавших на письме) наших соотечественников: Муж бесценный мой, шлю тебе привет |