Заметили вы такую вот человеческую особенность: когда подходите к месту, где продаются различные товары, глаз сразу же выделяет те из них, которые хочется взять в руки, потрогать, разглядеть поближе или… почитать, если это хорошо оформленная книга, красивый журнал, буклет… На одной из издательских выставок около года назад я не мог не обратить внимание на неизвестный мне до того времени яркий журнал, который выделялся чётко очерченной, цветной обложкой, очевидно, что продуманными линиями оформления, сдержанными и в то же время точными, демонстрирующими хороший вкус издательского коллектива. «У авторов все хорошо с эстетикой», - подумалось мне тогда. Журнал назывался «Александръ». Мир построен на гармонии – таков один их постулатов Божественного промысла. Вероятно, исходя из этого, неумолимо действующего правила, мне было предпослано познакомиться и даже подружиться с создателем, владельцем, главным редактором этого замечательного журнала Анатолием Сергеевичем Трубой. Человек щедрый, он мне подарил самый свежий его номер (№8 (47) за текущий, 2020 год – августовский номер). Как и в прошлый раз, приятно тронула очаровательная внешняя простота, и в то же время изысканность обложки. На ней - выполненный в филигранной, объёмной манере, словно бы на коричневом бархате, красуется портрет того самого Александра – любимого нашего классика - Пушкина. Безусловно, если бы мне попался где-нибудь в книжном магазине такой журнал, я бы с удовольствием его купил, ориентируясь на один только внешний вид. Но, когда прочитал весь номер, можно сказать, проштудировал, не мог не порадоваться открывшемуся для меня факту: содержание «Александра» вполне соответствует респектабельному внешнему оформлению и может удовлетворить вкус любого, даже весьма искушённого в журнальной публицистике читателя. Почему я так полагаю? Давайте пролистаем страницы журнала вместе. Хотя бы фрагментарно, поразмышляем о нём, о его содержании, авторах, потому как подробное исследование этого богатого на фактографию, многостраничного номера потребовало бы слишком значительного времени, которого у любого писателя всегда в обрез. Начнём, естественно, с оглавления – именно с него начинается изучение любого издания. Думаю, оглавление «Александра» уже многое может сказать об особенностях тематики журнала, направлениях его развития, то есть о том, что волнует журнал, о его, так сказать, душе. Даже самый первый взгляд на перечень представленных в номере материалов убедительно говорит о том, что самая главная, основополагающая темой журнала - любовь к России, добрая забота о ней и размышления о том, как сделать жизнь людей многограннее, ярче, лучше. Посмотрите, какие тематические разделы, наряду с другими, предлагаются читателю: «Родное», «Малая Родина», «Русь изначальная», «Духовные зёрна», «Духовное», «Край тамбовский», «Краеведение» - это всё то, что на Святой Руси именуется патриотизмом. Теперь проникнем в глубину самих журнальных материалов. Вот перед нами история любви ветеранов войны и труда, пожилых супругов в рассказе «История жизни, уходящая с жизнью» Натальи Барановой. Он – вернувшийся из боев без ноги, она – труженица, вынесшая на плечах страшные тяготы послевоенной деревни. Живут бок-о -бок в деревенской избе, ругаются – мирятся, и с ними вместе живёт их любовь, воспоминания о их молодости, о соперниках и соперницах… Обыкновенная и трогательная история. К истории этой словно примыкает, прижимается душой новелла «Напиши о нас…» (автор Владимир Герасимов). Сидят на вечеринке односельчане, судачат, поднимают рюмочки, вспоминают то да сё… И из простодушных откровенных тостов вырисовываются их судьбы, судьбы родной деревни, односельчан, всей Родины… Все правдиво, честно, жизненно. Несколько выбиваются из добротного литературного уровня прозы журнала «Александръ» стихи, размещённые в журнале, под рубрикой «Поэтический блокнот». Не в обиду авторам стихов Юрию Самохвалову, Николаю Чербаеву и другим хочу сказать: безусловно одарённым начинающим поэтам следует поработать над стихотворной ритмикой и над рифмой вообще. Не следует в стихотворениях сбиваться с основной темы, с главной мысли… Хорошо выполненные стихи должны звучать ритмично, в них не должно быть никаких диссонансных звуков. Ни одна буква не должна выпадать из ритмичного ряда. Например, у Сергея Есенина:
Выткался на озере алый свет зари, Думаю, это моё замечание уважаемые авторы после небольшой работы, совершенствуя свои тексты, легко учтут. На войне бывало всякое. В опубликованном в журнале отрывке из романа Леонида Иванова «Люди добрые» под названием «Не блазни» рассказывается о том, как молодой русский офицер вступил на войне в греховную связь с немкой, затем попал в плен и отсидел в советском концлагере за это десять лет. Вернулся домой с клеймом предателя. В этой драматической коллизии довольно реалистично повествуется, какие испытания выпали на человека, ни в чём, в сущности, не виновного Очерк Аркадия Захарова «Дела давно минувших дней» уносит нас в самом деле в далёкие времена, когда жили грозный царь Иоанн Грозный, самозванец Лжедмитрий, Федор и Борис Годуновы, Иван Воротынский, Иоганн Прютц, когда воевал и предательствовал первый российский диссидент, повторивший «подвиг» генерала - предателя Андрея Власова князь Андрей Курбский. Из этого же материала мы узнаем, где была прародина сказочного пушкинского Лукоморья и где развивались события замечательной «Сказки о рыбаке и рыбке». Очерк богат серьёзными исследовательскими материалами, некоторые из которых лично я, хоть и отношусь к когорте отечественных историков, не знал совсем. И это импонирует. Редакция журнала не забывает основную тему общественной жизни – тему духовную. С большой заботой о церквях и монастырях, об их насельниках, о подвигах православных старцев рассказывается в очерке Татьяны Никитиной «Икона Божьей Матери Одигитрия Выдропусская». Материал богат повествованиями о славных подвигах монахов Псково-Печерского монастыря, явивших миру святую правду и славу русского иночества. К этому материалу по своей направленности вплотную примыкает статья другого православного автора Виктора Бакина «Воспоминание о Великорецком», воспевающая имя великого защитника русской земли Николая Чудотворца. С глубокой любовью воспевает автор родное село Великорецкое, село на Великой реке. Проникновенно и трогательно Виктор Бакин повествует о том, как жители села на протяжении веков живут в этом красивом месте, храня в сердце имя любимого духовного отца Святителя Николая, как тянутся к нему, как ему молятся. Как крепнет с годами их вера. Пожелаем же благоденствия этому селу!
Я листаю журнал до конца и твердо понимаю главное: это зрелый, умный журнал, который погружает нас в историю, политику, философию, военное дело, экономику – во всё, чем живёт страна. Заставляет нас размышлять о былом, о настоящем и о предстоящем: что же ждёт запутавшееся человечество в неопределённом будущем? Он помогает формулировать оценки непростой современности, понимать сложные перипетии зачастую суровой действительности. В этом - большая ценность журнала. |
||||
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" |
||||
|
||||